Этномастерская «Возрождение Древнего Отырара» Кендебай Карабдалова

Детство Кендебая Карабдалова прошло в ауле Кумардан, расположенном близ древнего городища Отырар. Его игрушками и сотен таких же, как он, пацанов были найденные при раскопках глиняные черепки. Так нереализованной детской мечтой и осталось желание увидеть настоящего гончара, создающего сосуды и керамические музыкальные инструменты. И он взял на себя задачу восстановления технологии обжига отрарской глины, создав гончарную мастерскую экспериментальной археологии.

По разным причинам искусство прославленных гончарных дел мастеров Отырара, считающегося центром древней цивилизации, не дошло до жителей Шаульдера. Оно затерялось в веках, и некому стало зажечь огонь в светильниках, так часто встречающихся при раскопках.

К моменту поступления на художественно-графический факультет Шымкентского педагогического института Кендебай собрал внушительную коллекцию кувшинов, глиняных музыкальных инструментов, сувениров из керамики. Они сохранили безупречный вид, сочность краски и неповторимый звон, напоминающий звук, рождающийся от соприкосновения хрустальных бокалов. Отрарская глина отличается своей долговечностью. Она как нестираемая книга нашей истории, повествующая о быте и традициях далеких предков.

Сначала молодой исследователь пытался найти нужную глину. Оказалось, что в окрестностях Шаульдера много ее разновидностей. Затем начал постигать искусство обжига, позволяющее не просто дать его творению жизнь в веках, но и наделить его десятками оттенков - от песочного до черного. Иногда результат получается настолько неожиданным, что повторить его просто невозможно.

Сама глина за многие века нисколько не изменила свой состав. Она все та же - отырарская, и лежит прямо под ногами, на земле, где находится дом Кендыбая.

Следующим этапом стало изучение формы, фактуры, рисунка и разнообразия национальных музыкальных инструментов, глиняных сосудов и май-шыраков - светильников, тумаров и этнических сувениров. Кендыбай стал единственным в своем роде керамистом-этнодизайнером, создающим, прямо говоря, грубую технологию гончарного мастерства древнего Отырара.

Кендебаю, поставившему перед собой цель сохранить древнюю традицию, донести до людей тепло, красоту и доброту глины, самому пришлось быть историком и археологом. Много раз он советовался с археологами, но их подход однобокий. Они скорее теоретики, и техническая часть создания сосудов их мало интересует. Пришлось самому восполнять этот пробел в археологии, поэтому и назвал Кендебай дело своей жизни экспериментальной археологией. Археологи находят самые разные инструменты древних людей, а он проводит эксперименты и воссоздает технологию их изготовления. В его руках оживает вековая традиция, в какой-то миг истории утраченная беспечными поколениями людей.

- Стать гончаром - это не просто помять глину и вылепить кувшин, - делится мастер секретами своего искусства. - Зная язык природы, язык материала, изучая потерянную культуру и историю и соединив в себе все эти знания, я стал тем, кем стал.

За все время раскопок археологам так и не удалось найти сохранившийся гончарный круг. Детали попадались часто. По ним-то и сотворил инструмент Кендебай, утверждающий, что именно ручной гончарный круг - самый послушный. Он шлифует характер человека, а не только глину. Перед гончарным кругом мастер должен быть чистым. Плохое настроение или переживания сразу скажутся и на изделии, над которым корпит гончар. Скрыть свой внутренний мир перед будущим творением просто невозможно. Приступая к работе в добром расположении духа, гончар может изготовить любую композицию, любой сосуд, керамический сувенир или музыкальный инструмент. Из глубины веков дошел до нас сазсырнай - маленький музыкальный инструмент, выполненный из глины. Известны три его разновидности, каждый из которых издает звуки разной тональности.

Почерк гончара узнаваем. Его творения носят типично восточный характер. Они узнаваемы по изгибам форм сосудов, скользящим линиям саз-сырнаев и ульдеков, круглым формам емкостей и треугольным краям тумаров и май-шыраков. На них обязательно будут высеченные рисунки - круги как знаки бесконечности и солнца, арабская кораническая вязь, прославляющая Всевышнего, контуры мавзолея Ахмеда Ясави, змея - королева мудрости, верблюд как странник в вечности, Коркыт-ата - создатель кобыза и клеймо самого автора.

 ...и вылепил музей

Стремительный современный мир давно забыл о том, что существует логичность прошлого, а Кендыбай старается достучаться до наших сердец и напомнить о том, что все мы вышли из прошлого. Вот в этих целях три года назад гончар начал лепить свой главный объект - музей гончарного мастерства и подземные лабиринты для релаксации.

Сначала появилось здание из глины, построенное на земле. В нем разместилось два основных зала. Первый зал - это собственно музей прикладного гончарного искусства и мастер-класс с мобильными гончарными кругами. Здесь, к слову, каждый желающий может не только приобщиться к искусству, но и взять уроки мастерства и вылепить собственное творение из глины. Здесь же в качестве уникальных экспонатов представлены глиняные изделия, вылепленные культурологами Муратом Ауэзовым, Сафаром Абдулло и Николаем Анастасьевым.

Второй зал - это библиотека, в которой собрано достаточное количество специальной литературы по гончарному делу и истории древнего Отырара.

Что касается самых интересных подземных помещений, то у Кендыбая на их создание ушло больше всего времени. Еще не так давно он делился своими идеями и постепенно снимал землю слой за слоем. В середине лета он стал приглашать к себе друзей, чтобы поделиться успехами и удивить неожиданной энергетикой и акустикой подземных сооружений. В них музыка звучит, как в камерных органных залах, а воздух чист и свеж. Мастер продумал все, в том числе и поступление света под землю. А для этого он соорудил общее сквозное отверстие в верхнем зале, сквозь которое по лабиринтам проникают рассеянные лучи солнца. Но в некоторых местах с михрабными нишами света все же мало. Там Кендыбай расположил свои светящиеся май-шыраки.

 

Трансфер: г.Шымкент- Мастерская К.Карабдалова

1

Хюндай Старекс

6 посадочных мест

За салон:

4 000 тенге

 

Справочная служба: + 7 7252 975-985.

Посещение «Музея Древнего Отырара»  можно включить в программу туров по ЮКО. 

Разрешается посетителям самим вылепить кувшин из глины

Социальный обмен

Галерея изображений

Оставить комментарий

Поля, отмеченные (*) обязательны к заполнению. Основной HTML код разрешен.

ТОО «Саэль тур»

Фактический адрес:

160 000. г.Шымкент. ул. Жансугурова б\н

Справочная служба: +7 701 224 4647

Электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">

М-агентЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

ICQ: 450457315

: Эльвира Бекова

Моб: + 7 705 323 22 23

<< < Декабрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Комментарии

  free counters
 Яндекс.Метрика